Ошибки выбора профессии
- Отождествление профессии со школьным предметом
- Ориентация на мнение случайных людей
- Выбор профессии по внешнему впечатлению о ней
- Выбор профессии «за компанию»
- Недостаточный учет своих способностей
- Перенос отношения к человеку на отношение к его профессии
- Выбор исключительно по признаку престижности
- Выбор вопреки, назло чему- или кому-либо
- Игнорирование медицинских противопоказаний
- Отсутствие запасных вариантов выбора
1. Отождествление профессии со школьным предметом
Даже если тебе очень нравится какой-то школьный предмет, из этого еще не следует, что понравится и связанная с ним работа. Одно дело — эмоционально обсуждать на уроках поступки литературных героев, совсем другое — зарабатывать на жизнь тем, что читать каждый день сотню страниц текста готовящихся к печати книг, исправлять в них все орфографические ошибки и редактировать неудачные фразы.
Помни, что школьный предмет – это еще не профессия. Интерес к нему не обязательно говорит о том, что понравится и связанная с ним работа.
2.Ориентация на мнение случайных людей, имеющих весьма смутные представления о той профессии, к выбору которой они тебя подталкивают. Порой окружающие очень любят раздавать советы, кому и кем быть, даже если их собственные представления о мире профессий ограничиваются лишь бытовыми, стереотипными суждениями.
3. Выбор профессии по внешнему впечатлению о ней, без учета того, чем реально предстоит заниматься большую часть рабочего времени. Во многих видах деятельности на виду оказывается лишь «вершина айсберга», но не столь заметна гигантская подготовительная работа, которую приходится проделывать, чтобы на эту вершину попасть.
Выбирая профессию, нельзя обращать внимание только на ее внешнюю, привлекательную сторону, нужно узнать как можно больше о содержании труда.
4. Выбор профессии «за компанию»
Кстати, часто выбор профессии «за компанию» связан с тем, что молодой человек недостаточно уверен в себе, не готов взять на себя ответственность за свой шаг. Неопределенность жизненной перспективы вызывает тревогу, а принимать какое-либо решение все равно приходится. И в такой ситуации хочется быть рядом с тем, кто в себе уверен, кто уже все решил и убежден в правильности намеченного. А дальше все зависит от удачи: если повезло и избранная ради компании профессия отвечает интересам и способностям человека, то все складывается хорошо, а если нет — уже через год-полтора учебы в вузе, техникуме или колледже возникает разочарование, недовольство, желание «начать все с белого листа».
Если профессия нравится твоему другу - из этого ешё не следует, что она понравится и тебе.
5. Недостаточный учет своих способностей
Делать своей профессией целесообразно то, что у тебя хорошо получается. Это звучит банально, но почему-то иногда упускается из виду.
6. Перенос отношения к человеку на отношение к его профессии.
Бывает, что профессия начинает нравиться потому, что ею обладает человек, который тебе симпатичен. Скажем, юноша решает пойти учиться на геолога, потому что среди знакомых его семьи есть один геолог — колоритный бородатый дядечка, увлекающийся путешествиями, объездивший полмира и очень красочно рассказывающий обо всем увиденном. И уже поступив на такую специальность в вуз, молодой человек мало-помалу обнаруживает для себя, что труд геолога отнюдь не сводится к путешествиям и предполагает достаточно много «кабинетной» работы. А если геологи в рабочее время и путешествуют, то, как правило, не в Таиланд или на Тибет, а куда-нибудь в глухую сибирскую тайгу, на разведку нефтяных месторождений. Молодого человека ничего из этого, как выясняется, не интересует и не отвечает его способностям. Путешествия же, которые столь ярко живописал знакомый, вообще не связаны с его профессией, он предпринимал их за собственные деньги, во время отпусков. Интерес к знакомому с его досужими рассказами (по сути — к стилю жизни этого человека) был ошибочно принят за интерес к профессии.
А бывает и наоборот: одна-единственная встреча с неприятным, отталкивающим представителем какой-либо профессии может настроить человека против этого рода занятий как такового. Например, кто-то очень хотел быть врачом, интересовался медициной и обоснованно считал, что способен ее освоить. Но потом попал ненароком в больницу, где его лечащий врач оказался грубым, хамоватым и некомпетентным. Вполне возможно, что после этого будет решено: «Не пойду в медицину — не хочу быть похожим на него!» Но ведь вполне возможна и прямо противоположная реакция: «Пойду в медицину, чтобы стать хорошим врачом, ничем не похожим на этого!» Внешние обстоятельства еще не предопределяют поведение — человек сам решает, какие выводы из них сделать.
7. Выбор исключительно по признаку престижности
На профессии, как и на большинство других жизненных явлений, существует мода. Это временное преобладание каких-либо вкусов, мнений, точек зрения. Без причины она не возникает, но не всегда именно то, что модно, оказывается наилучшим или подходящим для тебя лично. В области профессионального самоопределения мода проявляется как массовое предпочтение молодежью каких-либо профессий, восприятие их как самых престижных, что подчас совершенно не соответствует их реальной востребованности. Когда-то школьники поголовно хотели быть космонавтами, потом — физиками-ядерщиками, потом — банкирами и брокерами. Мода на профессии меняется довольно быстро, и, скорее всего, к тому моменту, когда ты закончишь профессиональное обучение и начнешь работать, модными станут совсем не те профессии, что сейчас. Кстати, вот еще информация к размышлению: слово «престижность» происходит от латинского praestigium, что значит «иллюзия», «обман чувств»...
Выбирать профессию, руководствуясь модой, не вполне логично. Ведь к тому времени, когда ты закончишь обучение и начнешь работать, мода, скорее всего, уже изменится.
8. Выбор профессии — дело, существенно влияющее на твою судьбу, и не очень умно совершать его «назло» кому-нибудь или чему-нибудь.
9. Игнорирование медицинских противопоказаний. Повышенные требования к здоровью в целом или к отдельным его аспектам предъявляют очень многие профессии, а совершенно здоровых людей, к сожалению, не так уж и много. Связанные с этим сложности вероятны не только в таких профессиях, как летчик или пожарный, но и в более «приземленных» видах деятельности. Вот некоторые группы самых распространенных противопоказаний.
1. Зрение. С ним связано очень много противопоказаний: например, людям, страдающим близорукостью и вынужденным носить очки, крайне нежелательно заниматься любой работой, где требуется рассматривать мелкие детали или часто наклонять голову вниз. Монтажник электронных схем или ремонтник сотовых телефонов — работа явно не для них. А если у человека нарушено цветовое зрение, ему вряд ли стоит становиться водителем какого-либо транспорта.
2. Слух. При серьезных нарушениях слуха противопоказано большинство профессий, в которых подразумевается интенсивное устное общение или требуется реагировать на какие-либо звуки. Трудно представить себе хорошего продавца, учителя или оператора справочной службы, который не может расслышать, что ему говорят, и постоянно все переспрашивает.
3. Дыхательная система. При ее заболеваниях, особенно при астме, крайне нежелательно работать в условиях повышенного содержания в воздухе пыли, дыма, каких-либо химических веществ. Эти же противопоказания касаются и людей, организм которых склонен к аллергическим реакциям.
4. Опорно-двигательный аппарат. Естественно, людям с существенными нарушениями опорно-двигательного аппарата не стоит выбирать профессии, подразумевающие высокую двигательную активность. При выраженных нарушениях осанки и сильном плоскостопии противопоказаны профессии, где приходится проводить много времени, стоя на ногах (например, повар или продавец-консультант в отделе, где персоналу запрещается работать сидя). Этот список далеко не полный. Если профессия предъявляет повышенные требования к состоянию здоровья, то перед обучением ей или перед трудоустройством тебе нужно будет пройти медицинскую комиссию, иногда довольно строгую. Бывает, молодые люди воспринимают это как искусственно созданные барьеры или считают, что «болячки — удел стариков». Но на самом деле подобные ограничения вполне оправданы, и обусловлены они в первую очередь заботой о здоровье тех, кто готовится к работе. Так что пусть даже такая медкомиссия не предусмотрена, все равно имеет смысл проконсультироваться с врачом, если имеются хоть малейшие сомнения по поводу того, насколько интересующая тебя профессия совместима с твоим здоровьем. Ведь забота о нем отвечает твоим собственным интересам.
Если достаточно волевой человек хочет во что бы то ни стало заниматься определенной работой, он рано или поздно найдет способ обойти почти любые противопоказания и препятствия в виде медкомиссий, и займется-таки ею. Широко известный пример: летчик Маресьев в Великую Отечественную войну потерял обе ноги, но, несмотря на это, вновь научился управлять истребителем (эта реальная история положена в основу «Повести о настоящем человеке» Бориса Полевого). Вот только в мирной жизни такие крайности редко бывают оправданы. Больной астмой, работающий на химическом производстве, будет чувствовать себя все хуже, и не исключено, что в один «прекрасный» день вообще задохнется прямо на рабочем месте. Грузчик с больным позвоночником когда-нибудь может оказаться парализованным, а часовщик с сильной близорукостью — слепым. Когда человек выбирает профессию, игнорируя медицинские противопоказания, он рискует окончательно испортить себе здоровье, а то и вообще жизни себя лишить. И не только себя! Представь, например, что произойдет, если водитель рейсового автобуса, больной вегетативно-сосудистой дистонией (заболевание, при котором возможно резкое падение артериального давления), потеряет на ходу сознание.
Желательно проконсультироваться с врачом, насколько интересующие тебя профессии совместимы с твоим состоянием здоровья.
10. Отсутствие запасных вариантов выбора. Необходимо всегда иметь несколько возможных вариантов продолжения обучения и работы, чтобы, если не подошел один из них, всегда располагать запасным вариантом действия. Не все желания и жизненные планы сбываются. Скажем, не удается поступить в тот вуз, куда хотелось бы (кстати, фраза «конкурс 4 человека на место» означает, что это не удалось сделать троим из четырех). Можно воспринять непоступление как крушение всех жизненных планов и надежд, а можно получить среднее специальное образование, а потом поступить сразу на второй или третий курс вуза. В некоторые профессии путь, возможно, окажется закрыт в связи с тем, что возникнут проблемы со здоровьем. Перед тем, кто не мыслит свое будущее вне связи с интересующей сферой, встает выбор: или отказаться от своей мечты, или все равно «пробиваться», находя способ обойти ограничения. Первый вариант может сделать человека несчастным надолго, если не навсегда, второй — окончательно лишить здоровья. Тот же, у кого есть на примете и другие варианты профессионального развития, сможет подойти к этой ситуации более гибко. Например, найти себе какую-то схожую профессию, требования к здоровью в которой менее жесткие.
Рекомендации учащимся:
как выбрать профессию?
Если ты с детства мечтал стать врачом или космонавтом, и до сих пор не сомневаешься в правильности своего выбора - у тебя нет проблем. Что бы ни говорили мама и бабушка, ты с упорством фанатика штудируешь учебники по химии или биологии, или посещаешь кружок "юный физик" и хорошо представляешь себе, что будешь делать по окончании школы.
Если это так, то ты - счастливчик. Потому что многие ребята совершенно не представляют себе, "кем быть" и куда поступать и поступать ли вообще, когда прозвенит долгожданный последний школьный звонок.
Хорошо, когда проблема выбора профессии тревожит - это означает твою социальную и психологическую зрелость. Хуже, если тебе пока все равно: мама за ручку отведет в юридический институт (потому что тебе "как бы нравится" история), а потом окажется, что ты терпеть не можешь перебирать нудные бумажки и общаться с людьми.
Трудности профессионального самоопределения возникают обычно у двух категорий ребят. Первые пока не нашли в этой жизни ничего интересного. Так сложилось, что учителя не сумели создать у них любовь к каким-либо предметам, а таланты пока еще зарыты в землю. Такие ребята могут хорошо учиться, но они ничем не увлекаются, жизнь их довольно скучна или просто монотонна. Вот и не могут определиться, чем хотелось бы заниматься - потому что из того, что окружает их в мире, ничто не влечет особенно. Да и из чего выбирать? Как правило, они не знают, кем работает их папа, кто такой ихтиолог - и вообще мало ориентируются в мире профессий. Вторая категория ребят очень активна и в учебе, и в различных других формах активности. Им интересно все, они посещают одновременно три кружка, пять факультативов и десять спортивных секций. Более того, у них все получается. Как говорится, если человек талантлив - он талантлив во всем. За что ни возьмется этот чудо-ребенок - во всем добивается успеха. Однако… он тоже не может определить, что нравится ему больше, с чем он хотел бы связать свою жизнь.
Как же разобраться в себе? Психологи считают, что при выборе профессии очень важно соответствие между психологическими особенностями человека и соответствующими характеристиками профессии. Профессия должна быть ИНТЕРЕСНА. Если тебе нравятся животные, растения, то тебе будет интересно в своей профессиональной деятельности сталкиваться с объектами живой природы. Если ты любишь технику - интерес к ней будет поддерживать тебя в деятельности инженера-конструктора или физика-теоретика.
Любая профессия требует, чтобы у человека присутствовали так называемые "профессионально важные качества" - например, корректору важно внимание, художнику - образное мышление и т.д. Поэтому, выбирая определенную профессию, важно осознать, есть ли у тебя СПОСОБНОСТИ, соответствующие профессионально важным качествам. В ситуации сомнения выбирай ту профессию, где твои способности будут максимально реализованы, в этой деятельности ты добьешься наибольшего успеха.
Наконец, тип реализуемой профессиональной деятельности должен совпадать с твоим ЛИЧНОСТНЫМ, характерологическим типом. Скажем, если ты общителен - тебе больше подойдут профессии, связанные с многочисленными контактами, а если эмоционально неустойчив - не сможешь выполнять рутинные виды деятельности, требующие концентрации в течение длительного времени.
Итак, для того, чтобы выбрать профессию, необходимо, прежде всего, познать себя. Ты наверняка часто задаешь себе вопросы: "Какой я?", "Кто я в этом мире?", "Зачем я живу?". Помочь лучше узнать себя и частично ответить на эти вопросы (полностью ты на них не ответишь никогда) поможет нехитрое упражнение: посмотри на себя глазами другого человека. Конкретного человека, которого ты хорошо знаешь - скажем, друга или соседа по парте, мамы или любимой девушки. Попытайся объяснить свои поступки так, как это сделал бы другой человек - не зная истинных мотивов. Ты поймешь, каким тебя видят другие люди, но, с другой стороны, избавишься от субъективизма, ведь в своем глазу, как известно, не видать и бревна.
Твой характер пока только формируется, поэтому не надо наклеивать себе же ярлык и отказываться от профессии артиста только потому, что ты якобы "застенчив". Борись, работай над собой, познавай себя. И помни, что психические свойства человека (будь то способности, интересы или черты характера) - исключительно гибкие, изменяющиеся качества. Известно немало случаев, когда человеку, не имеющему способностей к музыке, но страстно желающему ею заниматься, удавалось развить музыкальный слух. Главное - интерес; запомни: способности формируются в деятельности. Привыкай работать, трудиться. На одних способностях далеко не уедешь. С другой стороны, интерес - вещь тоже не совсем устойчивая. Множество ребят думают, что любят какой-то учебный предмет, а на самом деле им очень нравится учитель. Кроме того, трудно понять, понравится ли тебе психология или та же экономика - ты ведь в школе не изучал ничего подобного…. Для того, чтоб не ошибиться, надо расширять свой кругозор по отношению к миру профессий. Задавай взрослым людям вопросы об их профессиональной деятельности - как правило, люди с удовольствием рассказывают о своей настоящей работе и о студенческих годах. Тогда ты сможешь осознанно решить, интересна ли тебе данная область, или все, что ты знаешь о специальности, на которую подаешь документы - это ее название…
Итак, разобравшись в своих способностях, интересах и личностных чертах, ты приступаешь к выбору уже не профессии - а ВУЗа или факультета. Выясни, какие специальности и специализации соответствуют интересующему тебя виду деятельности. Это не всегда однозначное соответствие (например, чтобы ремонтировать компьютеры, нужно получить специальность "радиоэлектроника"). Принятие решения должно основываться на многих факторах уже не психологического характера: репутация ВУЗА и конкурс, мнение друзей, родителей, стоимость обучения. Не поленись и выпиши на отдельном листочке бумаги плюсы и минусы каждого из вариантов. Проанализируйте данные вместе с друзьями и родственниками. И всегда помни: окончательный выбор только за тобой, ибо, выбирая профессию, ты выбираешь судьбу.
Профессия должна приносить удовольствие (положительные эмоции тебе) и обеспечивать максимальную реализацию твоих возможностей (пользу обществу).
Что влияет на выбор профессии
Какие факторы обусловливают выбор человеком той или иной профессии? На практике оказывается, что склонности учитываются в последнюю очередь, а вот мнение родителей оказывает огромное влияние.
1.Позиция старших членов семьи.
Есть старшие члены семьи, которые несут прямую ответственность за то, как складывается твоя жизнь. Эта забота распространяется и на вопрос о твоей будущей профессии.
2.Позиция товарищей, подруг
Дружеские связи в твоём возрасте уже очень крепки и могут сильно влиять на выбор профессии. Можно дать лишь общий совет: правильным будет решение, которое соответствует твоим интересам и совпадает с интересами общества, в котором ты живешь.
3.Позиция учителей, школьных педагогов.
Наблюдая за поведением, учебной и внеучебной активностью учащихся, опытный педагог знает много такого о тебе, что скрыто от непрофессиональных глаз и даже от тебя.
4.Личные профессиональные планы.
Под планом в данном случае подразумеваются твои представления об этапах освоения профессии.
5.Способности.
О своеобразии своих способностей надо судить не только по успехам в учебе, но и по достижениям в самых разнообразных видах деятельности.
6. Уровень притязаний на общественное признание.
Планируя свой трудовой путь, очень важно позаботиться о реалистичности своих притязаний.
7.Информированность.
Важно позаботиться о том, чтобы приобретаемые тобой сведения о той или иной профессии не оказались искаженными, неполными, односторонними.
8.Склонности.
Склонности проявляются в любимых занятиях, на которые тратится большая часть свободного времени. Это - интересы, подкрепленные определенными способностями.
Семь шагов к взвешенному решению
1. Составить список подходящих профессий.
Составьте список профессий, которые Вам нравятся, интересны. Профессии, по которым Вы хотели бы работать, которые Вам подходят.
2. Составить перечень требований выбираемой профессии
Составьте список своих требований:
- выбираемая профессия и будущий род занятий;
- выбираемая профессия и жизненные ценности;
- выбираемая профессия и жизненные цели;
- выбираемая профессия и мои сегодняшние горячие проблемы;
- выбираемая профессия и реальное трудоустройство по специальности;
- желательный уровень профессиональной подготовки;
- выбираемая профессия и мои склонности и способности;
- желательные содержание, характер и условия работы.
3. Определить значимость каждого требования.
Определите, насколько все перечисленные требования значимы. Может быть, есть менее важные требования, которые, по большому счету, можно и не учитывать.
4. Оценить свое соответствие требованиям каждой из подходящих профессий.
Кроме тех требований, которые есть у Вас к профессии, существуют и требования самой профессии. Проанализируйте, развиты ли у Вас профессиональные качества, отвечают ли ваши интеллектуальные способности, психологические особенности, состояние здоровья требованиям профессии.
5.Подсчитать и проанализировать результаты.
Проанализируйте, какая профессия из всего списка больше других подходит Вам по всем пунктам.
6. Проверить результаты.
Чтобы убедиться в правильности Ваших размышлений, обсудите свое решение с друзьями, родителями, учителями, психологом, профконсультантом.
7. Определить основные практические шаги к успеху.
Итак, Вы приняли решение, теперь важно определить: в каком учебном заведении Вы сможете получить профессиональное образование, как развивать в себе профессионально важные качества, как можно получить практический опыт работы по данной специальности, как повысить свою конкурентоспособность на рынке труда.
Ошибки при выборе профессии
1. Отношение к выбору профессии как к неизменному.
В любой сфере деятельности происходит смена занятий, должностей по мере роста квалификации человека. При этом наибольших успехов достигает тот, кто хорошо прошел начальные ступени.
Проанализируйте ситуацию на рынке труда. Обратите внимание на то, что с каждым годом появляются все новые профессии. Будьте готовы к тому, что придется регулярно повышать квалификацию, осваивать смежные специальности. Не бойтесь того, что выбор профессии сейчас, в 11 классе, фатальным образом определит всю Вашу судьбу. Изменение выбора, освоение новой специальности сделает Вас ценным специалистом, востребованным в междисциплинарных областях деятельности. Первая профессия, даже если Вы затем передумаете и найдете что-то более привлекательное, пригодится в неожиданных ситуациях. Например, первое образование искусствоведа поможет юристу по своему второму образованию разобраться в сложных вопросах наследования антикварных ценностей...
2. Бытующие мнения о престижности профессии.
В отношении профессии предрассудки проявляются в том, что некоторые важные для общества профессии, занятия считаются недостойными, неприличными (например: мусорщик).
Экономист или психолог ничуть не более полезен для общества, чем химик или слесарь. Престижность профессии должна учитываться - но после учета Ваших интересов и способностей. Иначе будете владеть (если будете) "модной", но не приносящей удовольствия специальностью. Или, чего доброго, окажетесь, непригодны к выполнению основных рабочих функций...
3. Выбор профессии под влиянием товарищей (за компанию, чтобы не отстать).
Профессию мы выбираем по своему "вкусу" и "размеру" так же, как одежду и обувь.
Чувство группы, ориентация на сверстников - очень позитивные особенности ребят твоего возраста. Они нужны для освоения норм поведения в обществе, формирования образа "Я" и самооценки. Поэтому оглядывайся на других, СРАВНИВАЯ (себя с друзьями), а не слепо повторяя. Старайся увидеть, чем ты отличаешься от товарищей - и в чем вы сходны. Это поможет понять, что если Вася идет на пожарника (а он - рискованный человек), тебе эта профессия может не понравиться (ты ведь очень осторожный и рассудительный).
4. Перенос отношения к человеку, представителю той или иной профессии, на саму профессию.
При выборе профессии надо учитывать, прежде всего, особенности данного вида деятельности, а не выбирать профессию только потому, что тебе нравится или не нравится человек, который занимается данным видом деятельности.
Особенно опасно очарование преподавателем (если тебя восхищает душевность физика - это не значит, что тебе нравится физика сама по себе, вне "комплекта"). Кроме того, часто ребята совершают ошибку, стараясь получить профессию кумира - спортсмена, политика, журналиста, артиста. Спортсмены - они не все такие.
5. Увлечение только внешней или какой-нибудь частной стороной профессии.
За легкостью, с которой актер создает на сцене образ, стоит напряженный, будничный труд.
А журналисты не всегда выступают в телепередачах - чаще они перелопачивают массу информации, архивов, разговаривают с десятками людей - прежде, чем подготовят 10-минутное сообщение, которое. К тому же, озвучит другой (диктор на телевидении).
6. Отождествление школьного учебного предмета с профессией или плохое различение этих понятий.
Есть такой предмет, как иностранный язык, а профессий, где требуется способность к языку много - переводчик, экскурсовод, телефонист международной связи и др. Поэтому при выборе профессии надо учитывать, какие реальные занятия и профессии за этим предметом стоят.
Для этого лучше всего не просто изучить профессиограммы или словари профессий. Стоит проанализировать газеты с вакансиями на бирже труда (там обычно указывается, какое образование требуется для конкретной вакансии). Например, человек с лингвистическим образованием ("русский язык и литература", "иностранный язык" в школе) может работать и преподавателем, и переводчиком, и редактором, и секретарем-референтом. Тем более имей в виду, что профессий существует больше, чем школьных предметов. Можно стать юристом, маркетологом, аппаратчиком. Профессии обычно могут быть ассоциированы с несколькими школьными предметами (обычно соответствуют вступительным экзаменам в ВУЗ при поступлении на эту специальность). Скажем, будущему экономисту в школе может нравиться одновременно и математика, и география.
7. Устарелые представления о характере труда в сфере материального производства.
Во все профессии, и прежде всего в рабочие, внедряется сложная и интересная техника, повышается культура труда.
(А компьютер внедряется абсолютно все сферы деятельности - вплоть до животноводства).
8. Неумение/ нежелание разбираться в своих личностных качествах (склонностях, способностях)
Разобраться в себе тебе помогут профконсультанты, родители, учителя, товарищи.
Полезными также могут оказаться психологические тесты, а также статьи и публикации на тему популярной психологии. Однако имей ввиду, что среди них много непрофессиональных, так что относить критически как к результатам тестов, так и к тому, что пишут в психологических книжках. Задача популярных тестов - активизация деятельности по самопознанию (самонаблюдению, самоанализу), а не выдача тебе готового ответа на вопрос о том, кем быть или наклеивание ярлыка о том, какой ты.
9. Незнание/ недооценка своих физических особенностей, недостатков, существенных при выборе профессии.
Существуют профессии, которые могут быть тебе противопоказаны, т.к. они могут ухудшить твоё состояние здоровья.
Таких профессий немного и к ним относятся, в основном, те, в которых требуется длительное напряжение тех или иных физиологических систем. Компьютерщики сильно напрягают глаза, а летчики - сердце...
10. Незнание основных действий, операций и их порядка при решении, обдумывании задачи при выборе профессии.
Когда ты решаешь задачу по математике, то выполняешь определенные действия в определенной последовательности. Было бы разумно поступить также и при выборе профессии.