Всемирный день профилактики суицида среди подростков
По рекомендации Всемирной Организации Здравоохранения 10 сентября каждого года принято считать Всемирным Днем предотвращения самоубийств.
Каждое самоубийство – это личная трагедия, которая безвременно прерывает жизнь человека и распространяется, как круги на воде, нанося непоправимый ущерб членам его семьи, друзьям и сообществам.
Ежегодно в результате самоубийств погибают более 800 000 человек – один человек каждые 40 секунд. Эта проблема общественного здравоохранения затрагивает местные сообщества, регионы и целые страны.
Беларусь занимает пятое место в мире и третье в Европе по количеству суицидов. Об этом свидетельствуют Всемирная статистика здравоохранения за 2018 год, опубликованная ВОЗ. В Беларуси на сто тысяч населения приходится 26,2 суицида в год. Это пятое место в мире.
В рамках проведения Всемирного дня предотвращения самоубийств в нашей школе прошли следующие мероприятия:
- был оформлен тематический стенд «Я выбираю жизнь», посвященный профилактике суицидоопасного поведения несовершеннолетних;
- былы оформлена в школьной библиотеке тематическая выставка литературы: «Молодежь. Здоровье. Образ жизни»;
- были проведены классные часы, профилактическе беседы: «Улыбнись жизни – ты ей нравишься!», «Как прекрасен мир, потому что в нем есть я», «Жизнь – это…», «Цени свою жизнь», «ОтражениЯ», «Самое дорогое у человека – жизнь» и др.
Полезная информация для родителей «Что важно знать о суициде»
<pre style="text-align: justify;"> Каждый человек хотя бы раз в жизни бывает искушаем свободой выбора смерти. Поиск “моральных каникул” оборотную сторону – донжуановское перенасыщение жизнью. Тело как “большой разум” приходиться обманывать в его стремлении во что бы то ни стало жить и безжалостно расправляться с ним через обретение абсолютной свободы в смерти.</pre> <pre style="text-align: justify;"> Суицид - самодеструктивное поведение человека, направленное на намеренное лишение себя жизни, а также отказ от реальных возможностей избежать смерти в критической ситуации. При достаточно поверхностном анализе суицида, не вдаваясь пока ни в какие подробности оценки этого явления с точки зрения ключевых для него причин и сопутствующих ему условий можно сделать следующий вывод: самоубийство в качестве проявления дееспособной воли, когда страдающим лицом является сам активно действующий субъект, знающий об ожидающих его результатах и сознательно выполняющий задуманный план насилия, - это феномен болезни сознания, для характеристики, которого нельзя использовать медицинский термин, но можно эту болезнь подвергнуть рациональному философскому анализу, избежав преобладания дескриптивности, которое характерно для любого анализа с точки зрения эмпирии.</pre> <pre style="text-align: justify;"> Мировая наука уже давно установила, что акт самоубийства аккумулирует в себе множество факторов: социальных, экономических, политических, философских, психологических, религиозных. Но в целом уровень самоубийств (их количество на 100 тысяч населения) и его динамика важнейшие индикаторы социального благополучия или неблагополучия той или иной среды.</pre> <pre style="text-align: justify;"> Существуют категории самоубийц с их психологическими портретами: эгоист (выпавший из общества), альтруист (слишком преданный сообществу, принимающий смерть “за компанию”), аномичный самоубийца (в отсутствие общечеловеческих ценностей и принятых правил поведения), фаталист (в отсутствие необходимых для самовыражения свобод).</pre> <pre style="text-align: justify;"> Если говорить о самом явлении суицида, то можно выделить несколько фаз.</pre> <pre style="text-align: justify;"> Выделяется пресуицид, когда у человека появляются сначала</pre> <pre style="text-align: justify;"> недифференцированные мысли, размышления об отсутствии ценностей жизни, которые выражаются в формулировках типа “жить не стоит, устал от такой жизни” и тому подобное. Не имеется четкого представления о смерти, а имеется самоотрицание жизни. Такие суицидальные формы бывают свойственны и нормальным людям в тех или иных ситуациях. Но если процесс продолжается, то на следующем этапе пресуицида мы видим пассивные суицидальные мысли, которые характеризуются представлениями, фантазиями на тему лишения себя жизни. Например: “хорошо бы умереть, заснуть и не проснуться” и тому подобное, которое выражают внутреннюю готовность человека к суициду.</pre> <pre style="text-align: justify;"> На следующем этапе возникают суицидальные замыслы. Это активные формы суицидальности. Идет разработка плана суицида, продумывается способ, выбирается время и место действия. Следующий этап – это суицидальные намерения: когда принято решение о самоубийстве – непосредственно суждение, возникает суицидальные действия. То есть все эти этапы характеризуют подготовку человека к совершению самоубийства в той или иной форме.</pre> <pre style="text-align: justify;"> Вообще выделяют истинный суицид, аффективный суицид и демонстративно – шантажное поведение. После того, как все эти этапы пройдены, человек подошел к суицидальному действию, как к итоговому представлению о невозможности существования в данной ситуации. Возможно, это истинный суицид, тогда человек принимает реальные действия, что бы лишить себя жизни.</pre> <pre style="text-align: justify;"> Пример аффективного суицида: сотрудник силовых структур возвращался с работы на служебной машине, совершил ДТП, сильно повредил машину, в состоянии такого аффекта он застрелился. Человек решился и сделал, хотя явных причин так поступить у него не было.</pre> <pre style="text-align: justify;"> Пример демонстративно – шантажного самоубийства: был такой случай, когда человек, в пьяном состоянии, после ссоры со своей бывшей женой, вскочил на подоконник со словами:“я сейчас выпрыгну”, потом его успокоили, но ввиду того, что он был пьян, и была нарушена координация движений , он просто свалился с большой высоты. Это была демонстративно – шантажная попытка, но ему не повезло и она оказалась законченной. Для осуществления</pre> <pre style="text-align: justify;"> демонстартивного суицида часто используют мед. препараты. Демонстративно – шантажное поведение предполагает как рациональный, запланированный вариант, так и аффективные формы поведения, когда человек спонтанно организует тот или иной вид шантажа. Тот и другой случаи могут закончиться летально так как они оба провоцируют негативную форму поведения, которая может привести к тому, что у человека действительно возникнет самоубийство.</pre> <pre style="text-align: justify;"> К сожалению, самоубийство действительно являются проблемой. И она становиться все боле актуальной. Наша страна здесь не исключение. Причем количество самоубийств во всем цивилизованном мире имеет твердую тенденцию к росту во всех категориях населения, в том числе, как это не прискорбно констатировать, и среди подростков.</pre> <pre style="text-align: justify;"> Суицидологи выделяют ряд социальных факторов-провокаторов сознательного суицида: урбанизация общества и как следствие ее – ослабление института семьи; раннее половое развитие подростков в городе; последствия непродуманной эмансипации женщин; влияние на сознание средств массовой информации, а также характер вероисповедания и некоторые другие факты общественной жизни.</pre> <pre style="text-align: justify;"> Есть очень разнообразные типы самоубийств и самоубийцы вызывают разные самооценки. Люди убивают себя от несчастной любви, от сильной страсти и от несчастной семейной жизни; убивают себя от потери вкуса к жизни, от бессилия; убивают от позора и потери состояния нужды ; убивают себя, чтобы избежать измены и предательства; убивают от безнадежной болезни и страха страданий. Бывают случаи, когда человек решается уйти от жизни, чтобы не быть в тягость своим ближним. Это – особый случай самоубийства, не типический, не основанный на эгоизме и на ложном суждении о жизни, он вызывается безнадежной болезнью, совершенной немощью или потерей способности к труду. Некоторые уходили из жизни, чтобы дать место другим, даже своим соперникам. Во всяком случае вера, надежда и любовь побеждают настроения, склоняющие к самоубийству. Самоубийца в преобладающих формах</pre> <pre style="text-align: justify;"> этого явления есть человек уже ни во что не верящий, ни на что не</pre> <pre style="text-align: justify;"> надеющийся и ничто не любящий. Даже самоубийство на эротической почве более свидетельствует о любви к себе, чем к другому. Человек не любит не верит не надеется в то мгновение своей жизни, когда он решается покончить с собой. В следующее мгновение надежда мола бы быть пробудиться, но он не должен до этого следующего мгновения. В этом великая тайна и парадокс времени.</pre> <pre style="text-align: justify;"> Каковы основные факторы, способствующие попыткам суицида у молодежи, и насколько существенны они сегодня в нашем обществе? На первом месте из проблем, характерных для подростков с суицидальным поведением, находятся, конечно, отношения с родителями(примерно в 70% случаев эти проблемы непосредственно связаны с суицидом), на втором месте – трудности, связанные со школой, на третьем – проблемы взаимоотношений с друзьями, в основном противоположного пола.</pre> <pre style="text-align: justify;"> Отношения родителей с детьми зачастую не строятся на том фундаменте открытых, полностью искренних эмоционально теплых отношениях, которые являются, которые являются надежной защитой от многих, иногда суровых испытаний, с которыми встречается подрастающее поколение. И не случайно, что многие попытки суицида у молодых рассматриваются психологами как отчаянный призыв о помощи, как последняя попытка привлечь внимание родителей к своим проблемам, пробить стену непонимания между младшим и старшим поколениями. Существенную роль в суицидах играет сохранность семьи в целом – ведь около половины подростков, совершивших попытки самоубийства,</pre> <pre style="text-align: justify;"> выросли в семьях, в которых один из родителей или умер, или покинул семью.</pre> <pre style="text-align: justify;"> Распад семьи, впрочем, является мощным фактором, связанным с самоубийствами, и у взрослых. Среди одиноких, холостых и особенно разведенных гораздо чаще встречаются уходы из жизни. В большей степени незащищенными в этом плане являются мужчины.</pre> <pre style="text-align: justify;"> Школьные проблемы обычно связаны с неуспеваемостью или плохими отношениями с учителями и администрацией школы, реже с взаимоотношениями в классе. В наших школах, в отличие от, например, японских, где перед каждой экзаменационной сессией происходят десятки самоубийств школьников, эти проблемы обычно не являются непосредственной причиной самоубийств, но приводят к понижению общей самооценки учеников, появлению ощущения незначимости своей личности, к резкому снижению сопротивляемости стрессам и незащищенности от негативного влияния окружающей обстановки.</pre> <pre style="text-align: justify;"> Одним из основных психологических объяснений проблем, связанных со сверстниками, особенно противоположного пола, является чрезмерная зависимость от другого человека, что возникает, обычно в качестве компенсации плохих отношений со своими родителями, из-за постоянных конфликтов и отсутствия контакта с ними. В этом случае часто бывает, что отношения другом или подругой становятся столь значимыми и эмоционально необходимыми (по типу “я не могу жить без тебя”), что любое охлаждение в привязанности, затем более измена, уход к другому воспринимается как невосполнимая утрата, лишающая смысла дальнейшую жизнь. При этом иногда, при отсутствии поддержки близких и окружающих, и окружающих, происходят “ситуативные самоубийства” – импульсивные, неподготовленные и собственно несвязанные с осознанным намерением лишить себя жизни.</pre> <pre style="text-align: justify;"> Среди мотивов, объясняющих попытки самоубийства, сами подростки и эксперты-психологи указывают на различные способы таким образом оказать влияние на других людей: “дать понять человеку, в каком ты отчаянии” – около 40% случаев, “заставить сожалеть человека, который плохо с тобой обращался”- около 30% случаев, “показать, как ты любишь другого и выяснить, любит ли тебя действительно другой” – 25%, “повлиять на другого, чтобы он изменил свое решение” – 25%, и наконец в 18 % случаев “призыв, чтобы пришла помощь от другого” (мотивов может быть, естественно, у каждой жертвы суицида несколько).</pre> <pre style="text-align: justify;"> Несмотря на возрастающее сегодня общественное внимание к проблемам семьи,детско-родительским отношениям и просто к проблемам общения и взаимоотношений, современная ситуация в этом плане еще во многом далека от идеала. Профессиональные и другие проблемы родителей, отсутствие достаточного времени в силу различных социально-экономических причин зачастую приводят к формальному воспитанию детей или перекладыванию этой функции на школу или вообще неизвестно на кого. Кроме того, в современных условиях увеличивается разрыв между различными возрастными и социальными группами(усиливается процесс “дифференциации”) – это происходит из-за быстрого изменения культурных норм и эталонов поведения в различных общественных слоях, усиления влияния моды и ряда других причин.</pre> <pre style="text-align: justify;"> Все это приводит к тому, что проблема “отцов и детей” может быть , как</pre> <pre style="text-align: justify;"> никогда, остро стоит именно сегодня и от ее решения зависит успех диалога между подростками и взрослыми и ценность реальной помощи молодым. Пока что попытки взрослых наладить контакт с молодежью зачастую сводятся к метаниям между анархистскими лозунгами “полную свободу молодежи” и стародавними призывами “надо уважать и слушаться старших”.</pre> <pre style="text-align: justify;"> К заражающим и внушающим мысль о самоубийстве надо отнести и бывшие одно время в ходу и вызывающие справедливое порицание анкеты с расспросами учащихся юношей и девушек о том,“ не являлась ли у них мысль о самоубийстве, не делали ли они или кто-либо из членов семьи попыток к нему, по какой причине, когда и сколько раз, и чувствуют ли они себя одинокими и не потеряли ли веры в себя, разочаровавшись в людях и в жизни и в идеалах истины, красоты добра и справедливости, относятся ли они к людям безучастно и не предпочитают ли в литературе культ смерти и упадочность настроения”. Постоянно повторяемые известия и рассказы о самоубийствах, обостряя отчаяние решившихся покончить с жизнью, зачастую подстрекают их на настойчивое повторение попыток к этому. </pre> <pre style="text-align: justify;"> Самоубийство – это результат социально – психологической дезадаптации личности в условиях современного общества. </pre> <pre style="text-align: justify;"> Психологические кризисы возникают в результате интимных, семейно-личных, социальных и творческих конфликтов. Доминирует, как правило, одна причина. Но ее подкармливает целый комплекс</pre> <pre style="text-align: justify;"> обстоятельств, во время которых и созревает столь страшная мысль. Толкает на самоубийство прежде всего безысходность.</pre> <pre style="text-align: justify;"> Исследования показывают. Что большинство предсмертных записок не отражает истиной причины самоубийства. Как правило, человек указывает последнее звено своего психологического состояния. Часто сообщаются последние события, конфликты, мелочные обиды, последние слова. За всем этим кроется истинная, глубокая причина, которая не сообщается и восстановить которую бывает очень сложно.</pre> <pre style="text-align: justify;"> Статистика свидетельствует, что самоубийства среди подростков тоже имеют тенденцию к увеличению. Это тревожно. Вообще, переход из мира детства во взрослый мир – сложнейший этап. Подростку его новый социальный статус еще не понятен. И здесь, как никогда, могут помочь родители. Статистика говорит, что в регионах, где традиционно прочны связи между родителями и детьми, где почитается родительский дом, очаг – количество самоубийств значительно ниже. Но там, где родительский канал прерывается, передача социальных навыков между поколениями затруднена, главенствующая роль родителей потеряна, там часто проявляются различные социальные отклонения. Парень выходит из дому – для него любой приятель становится авторитетнее папы-профессора. Потому что мальчик считает, что тот не может, не понимает новое поколение, не мыслит его категориями, и плюс ко всему плохо относится к неформалам. Вот такая искаженная психология. Начинаются частые уходы из дому, побеги и даже бродяжничество. А под всем этим нередко скрывается не что иное, как замаскированная депрессия. Конфликт разрастается, а у подростков очень своеобразная форма на все реагировать протест и агрессия. Все эти явления составляют целый букет социальных отклонений. Сюда же включается и грубость и непослушание. А кульминацией может стать и самоубийство.</pre> <pre style="text-align: justify;"> Таим образом, подводя итог анализа самоубийства, можно выделить следующие факторы риска:</pre> <pre style="text-align: justify;"> - Врожденная и / или возникшая после сильного стресса склонность к</pre> <pre style="text-align: justify;"> самоубийству.</pre> <pre style="text-align: justify;"> - Проблемы в личной жизни.</pre> <pre style="text-align: justify;"> - Сильная травма, в том числе и психическая.</pre> <pre style="text-align: justify;"> - Социальное неблагополучие: бедность, безработица и т.д.</pre> <pre style="text-align: justify;"> - Рецидив древней болезни.</pre> <pre style="text-align: justify;"> - Потеря близких, одиночество, острые конфликты.</pre> <pre style="text-align: justify;"> - Экономические проблемы, шантаж, сексуальные домогательства, череда драматических событий.</pre> <pre style="text-align: justify;"> - Нарцистическая травма.</pre> <pre style="text-align: justify;"> - Психическая болезнь.</pre> <pre style="text-align: justify;"> - Алкоголь и наркотики.</pre> <pre style="text-align: justify;"> - Соматические заболевания, сильные боли.</pre> <pre style="text-align: justify;"> </pre> <pre style="text-align: justify;"> А также сдерживающие факторы:</pre> <pre style="text-align: justify;"> - Неприятие суицида, обусловленное наследственностью, воспитанием и опытом.</pre> <pre style="text-align: justify;"> - Персональные качества: глубокое осознание ценности жизни, уверенность в собственных силах, жизненные достижения, способность обратиться за помощью в трудный момент, способность принять чужой совет в ситуации жесткого выбора, открытость опыту и чувствам других людей, готовность усваивать новые знания, коммуникативность.</pre> <pre style="text-align: justify;"> - Модель родительской семьи: эмоциональная родительская любовь, теплые и доверительные отношения между родственниками, взаимная поддержка.</pre> <pre style="text-align: justify;"> - Социокультурные факторы: принятие специфических национальных традиций и ценностей, хорошие отношения с друзьями, работодателями и соседями, поддержка окружающих, отсутствие друзей-наркоманов, социальная интерация через работу, спорт, религию, различные непрофиссиональные организации, осознание цели собственной жизни.</pre> <pre style="text-align: justify;"> - Качество жизни: хорошая еда, хороший сон, много света, физические</pre> <pre style="text-align: justify;"> нагрузки, нет наркотикам и курению.</pre> <pre style="text-align: justify;"> Суицидогенные факторы современного социума столь многочисленны и разнооброзны, что их невозможно преодолеть лишь усилиями кризисных и превентивных служб, деятельностью только специалистов по социальной работе. Следовательно, задача заключается в том, чтобы ограничить распространение самоубийств, научиться предупреждать их. Задача эта сложная, требующая разработки масштабных социальных программ, так как для ее решения нужно добиться кардинальных позиций сдвигов в общественных сдвигов в общественных отношениях – и на микро- , и на макросоциальных уровнях.</pre> <pre style="text-align: justify;"> Высшие образовательные учреждения, занимающиеся подготовкой специалистов по социально-психологической работе, должны ввести не просто специализации “Социально-психологическая работа с группами риска”, но и “Социально- психологическая работа с суицидентами и их окружением”. Это связано с тем, что, во-первых, не все самоубийцы являются “лицами с патологией”, во- вторых, тех знаний, которые даются по работе в экстремальной ситуации или с группами риска, не хватает для адекватной помощи суицидентами, в-третьих, в связи с ростом уровня самоубийств.</pre> <pre style="text-align: justify;"> Наиболее актуальным направлением является организация социально- психологической работы по профилактике самоубийств, так как это сохранит человеческую жизнь, не принесет страданий близким и окружающим и , наконец, сэкономит средства, “высвободив” их на другие нужды. Любовь к жизни, умение преодолевать возникающие трудности необходимо нормировать уже с детских лет., например, через мультфильмы, сказки, детскую художественную литературу и др. Специфика организации социально-психологической работы с лицами, склонными к суициду, заключается в проведении мероприятий,</pre> <pre style="text-align: justify;"> способствующих изменению их социальной изоляции и уменьшению суицидальных тенденций. Во-первых, это устранение отрицательных факторов внутрисемейных отношений. Во-вторых, это оптимизация межличностных отношений, подключение к оказанию помощи суицидентам различных учреждений, “обществ по интересам”, соседей. Но главные усилия должны быть направлены на выяснение и ликвидацию конфликтной ситуации, которая привела к суициду. Кроме этих мероприятий, необходимо оказать суициденту необходимой социальной помощи</pre> <pre style="text-align: justify;"> ( материальной, социально-бытовой, социально-психологической). Также необходимо оказать социально-психологическую помощь близким и родственникам суицидента. </pre> <pre style="text-align: justify;"> </pre> <pre style="text-align: justify;"> </pre>Берегите себя и своих детей. Цените жизнь – она одна!